Во время полета стресс испытывает не только крыло самолета, но и человек, который этим самолетом управляет. На длительных рейсах очень важно следить за состоянием здоровья пилотов: сердцебиением, дыханием, давлением. При этом желательно делать все замеры незаметно, чтобы не мешать управлению самолетом.
Инженеры из Сингапура и Китая под руководством Дона Хо из Национального университета Сингапура разработали удобную систему сенсоров, которую можно встроить в ремень безопасности.
Обыкновенный эластичный ремень вышили проводящими нитками, расположив стежки друг под другом в виде гребня. Такая вышивка работает как своеобразная антенна: она принимает и усиливает радиоволны, которые генерирует сердце пилота. Это позволяет записывать кардиограмму и следить за дыханием без непосредственного контакта сенсора с кожей.
Сенсор испытали на добровольцах в условиях симуляции кабины самолета и за рулем реального автомобиля. Он успешно записывал кардиограммы в течение нескольких часов, в том числе позволял отследить момент, когда испытуемый начинал дремать.
В дальнейшем авторы планируют адаптировать технологию, чтобы получать сенсоры-ремни промышленным путем. Такие устройства могут быть полезны и на земле, в том числе для контроля здоровья водителей общественного транспорта. Соответствующая статья вышла в журнале Nature Electronics.