Дальний Восток на пути к сотрудничеству и миру

В этом году исполняется десять лет с того момента, как президент России Владимир Путин провозгласил развитие дальнего востока одним из приоритетов страны на XXI век. Кому-то тогда это заявление показалось спорным: Москва пыталась выстроить стратегическое сотрудничество с европейскими странами, а дальневосточные территории многими воспринимались как периферия государственных и экономических интересов. Однако время расставило все по своим местам.

Еще до начала специальной военной операции отношения России и коллективного Запада зашли в тупик. США и их европейские союзники пытались навязать свой вариант мироустройства, основанного на их политической и экономической гегемонии. Восточные партнеры, напротив, поддержали идею Москвы о создании справедливого многополярного мира, основанного на равноправном сотрудничестве и уважении суверенитета всех сторон. Сам Восток за минувшее десятилетие значительно укрепил свои позиции на глобальной арене. «Существенно возросла роль динамичных, перспективных государств и регионов мира, прежде всего, конечно, Азиатско-Тихоокеанского региона. Его страны стали новыми центрами экономического и технологического роста, точками притяжения кадров, капиталов, производств», — отмечал Владимир Путин.

Будущее за АТР, и вместо того чтобы стучать в закрытые европейские двери, Москва усиливает свое присутствие на новых восточных рынках. Для чего она и вкладывает серьезные деньги в логистическую доступность, условия жизни и инвестиционную привлекательность своих дальневосточных территорий.

Логистика перемен

В 2022 г. российско-китайский товарооборот вырос на 28 %, до $190 млрд. За первую половину 2023 г. импорт из КНР в Россию увеличился еще на 73,4 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до $62,5 млрд. Экспорт из России, в свою очередь, — на 15 %, до $71,5 млрд.

Товарооборот между Россией и Индией в 2022 г. вырос в 2,5 раза, с Монголией — на 42 %. И примеров столь продуктивного сотрудничества со странами АТР множество. Неудивительно, что, по данным РЖД, в первом полугодии 2023 г. железнодорожные перевозки на восточном направлении (к портам Дальневосточного бассейна, погранпереходам с Китаем, Монголией и Казахстаном) увеличились на 9,1 %, до 134,2 млн т. В том числе экспорт — на 13,2 %, до 92 млн т.